В.М. Ткачев родился 24 сентября (6 октября) 1885 года на Кубани, в станице Келлермесской. Военное образование получил в Нижегородском аракчеевском корпусе, затем в Константиновском артиллерийском училище. В 1906 году служит во 2-й Кубанской батарее (потом, по некоторым данным, был офицером-воспитателем в Одесском кадетском корпусе).
Увидев в небе полеты аэроплана, В.М. Ткачев увлекается авиацией и в 1911 году по личной инициативе заканчивает частную авиационную школу в Одессе.
Российской армии нужны были летчики, и в 1912 году сотник Ткачев направляется для учебы в офицерскую севастопольскую школу авиационного отдела воздушного флота, которую оканчивает с отличием и наибольшим числом часов налета. После окончания севастопольской школы Ткачев получил распределение в 11-й корпусной авиаотряд, где некоторое время служил вместе с прославленным летчиком П.Н. Нестеровым.
В Киеве Ткачев знакомится с легендарным авиаконструктором Игорем Сикорским и совершает свой перелет по маршруту Киев-Одесса-Керчь-Тамань-Екатеринодар. В столице Кубанского войска по этому поводу был дан праздничный ужин. Три дня Ткачев демонстрировал летное мастерство в небе над Екатеринодаром.
К началу войны - 1 августа 1914 года он уже был командиром 20-го корпусного авиационного отряда в районе г. Лида.
В августе 1914 года подъесаул Ткачев становится первым летчиком России - георгиевским кавалером (за успешную разведку австрийских тылов и спасение аэроплана). А дело было так. Возвращаясь с разведывательного полета с ценной информацией, подъесаул Ткачев попал под ружейный обстрел. Одна из пуль пробила масляный бак. Понимая, что не сможет долететь до своих, летчик сполз на пол, ногой закрыл пробоину и в таком положении дотянул до русских позиций.
Посадив аэроплан на поле и взяв коня, он поскакал в ближайший населенный пункт, где имелся телефон, и передал разведданные. Затем, спасая аэроплан от наступающих австрийцев, Ткачев погрузил его на крестьянскую телегу и вывез из-под носа у наступающего неприятеля. За эту разведку Ткачев награждается Георгиевским крестом IV степени.
В декабре 1914 года подъесаул В.М. Ткачев становится первым летчиком России, сбившим в воздушном бою вражеский самолет. При этом сбил он немецкий «Альбатрос» из личного оружия - револьвера «наган» т.к. в тот период войны аэропланы еще не были оснащены пулеметами. Примеру казака последовали и другие летчики. Чуть позже, когда на аэропланах стали устанавливать для этих целей пулеметы.
Увидев в небе полеты аэроплана, В.М. Ткачев увлекается авиацией и в 1911 году по личной инициативе заканчивает частную авиационную школу в Одессе.
Российской армии нужны были летчики, и в 1912 году сотник Ткачев направляется для учебы в офицерскую севастопольскую школу авиационного отдела воздушного флота, которую оканчивает с отличием и наибольшим числом часов налета. После окончания севастопольской школы Ткачев получил распределение в 11-й корпусной авиаотряд, где некоторое время служил вместе с прославленным летчиком П.Н. Нестеровым.
В Киеве Ткачев знакомится с легендарным авиаконструктором Игорем Сикорским и совершает свой перелет по маршруту Киев-Одесса-Керчь-Тамань-Екатеринодар. В столице Кубанского войска по этому поводу был дан праздничный ужин. Три дня Ткачев демонстрировал летное мастерство в небе над Екатеринодаром.
К началу войны - 1 августа 1914 года он уже был командиром 20-го корпусного авиационного отряда в районе г. Лида.
В августе 1914 года подъесаул Ткачев становится первым летчиком России - георгиевским кавалером (за успешную разведку австрийских тылов и спасение аэроплана). А дело было так. Возвращаясь с разведывательного полета с ценной информацией, подъесаул Ткачев попал под ружейный обстрел. Одна из пуль пробила масляный бак. Понимая, что не сможет долететь до своих, летчик сполз на пол, ногой закрыл пробоину и в таком положении дотянул до русских позиций.
Посадив аэроплан на поле и взяв коня, он поскакал в ближайший населенный пункт, где имелся телефон, и передал разведданные. Затем, спасая аэроплан от наступающих австрийцев, Ткачев погрузил его на крестьянскую телегу и вывез из-под носа у наступающего неприятеля. За эту разведку Ткачев награждается Георгиевским крестом IV степени.
В декабре 1914 года подъесаул В.М. Ткачев становится первым летчиком России, сбившим в воздушном бою вражеский самолет. При этом сбил он немецкий «Альбатрос» из личного оружия - револьвера «наган» т.к. в тот период войны аэропланы еще не были оснащены пулеметами. Примеру казака последовали и другие летчики. Чуть позже, когда на аэропланах стали устанавливать для этих целей пулеметы.
В августе 1916 года Ткачев возглавил 1-ю истребительную авиагруппу. Свое первое боевое крещение летчики авиагруппы получили во время прорыва воздушной блокады немецкой авиации в сентябре 1916 года под Луцком. Тогда отважным русским пилотам удалось добиться существенного перелома в борьбе за господство в воздухе, а Ткачев стал первым асом России (по тем временам ас - летчик, сбивший не менее пяти вражеских самолетов).
В начале 1917 года, будучи уже полковником, Ткачев был назначен командиром авиадивизиона, потом - инспектором авиации Юго-Западного фронта, а с 6 июня 1917 года - начальником Полевого управления авиации и воздухоплавания при Штабе Верховного Главнокомандующего, по сути - главой авиации России.
В 1917 году Ткачев завершил работу над первым в своем роде в истории развития русской авиации пособием - «Материалы по тактике воздушного боя», составленным на основании боевой практики в Луцком районе осенью 1916 года. В этом документе он заложил фундамент для развития тактики истребительной авиации в России.
Во времена гражданской войны Ткачев воевал на стороне «белых», получил ранение в боях под Царицыном.
В 1920 году он командует авиацией армии барона Врангеля. Во время одного из боёв этой компании В. М. Ткачёв встретился в воздухе с командиром противостоящего ему формирования Красного Воздушного Флота Петром Межераупом. Этому случаю, который свёл в личном единоборстве командиров двух авиационных армий, суждено было стать единственным в истории авиации. Это произошло неподалеку от Мелитополя. Ткачёв, возглавлявший группу из 6 DH-9 (de Havilland), был атакован парой «Ньюпоров», один из которых пилотировал Межерауп. После воздушного боя, продолжавшегося в течение 45 минут (самолёт Ткачёва был повреждён в 5 местах), обе стороны вышли из боя и направились на свои базы .
Вячеслав Матвеевич вынужден был эмигрировать сначала в Турцию, откуда он перебрался в Сербию и некоторое время служил в инспекции авиации Королевства СХС. Поскольку формально Русская армия не распускалась, карьера Ткачёва продолжалась: в 1922 году он получил звание генерал-лейтенанта и должность генерал-инспектора, а в 1927 году стал первым и единственным генералом от авиации.
В Югославии В. М. Ткачёв проявляет большую заботу по устройству русских летчиков, являясь с 1924 по 1934 год председателем общества воздушного флота 4-го отдела Русского общевоинского союза (РОВС). Работает в Русской Сокольской организации (ставящей целью физическое и духовное совершенствование русского народа как части единого славянского мира), других эмигрантских организациях, служит в Штабе инспекции югославской авиации.
Когда в октябре 1944 года к Белграду подходили советские войска, В.М. Ткачёв наотрез отказался эвакуироваться. 20 октября 1944 года он был арестован СМЕРШем и отправлен в Москву, где 4 августа 1945 года по приговору военного трибунала осужден на 10 лет.
Отсидев от «звонка до звонка», Ткачев возвращается на Кубань. Работает переплетчиком, пишет заметки в газеты, книгу «Русский сокол» о своем друге - Нестерове.
В 1956 году его разыскала жена, проживавшая к тому времени в Париже. Она звала его к себе, но он написал ей: «Мне слишком дорого далась Родина, лучше ты ко мне переезжай». Так они и не встретились больше.
25 марта 1965 года легендарного русского авиатора, первого летчика-истребителя России, первого аса России, первого генерала авиации России кубанского казака В.М. Ткачева не стало, но память о нем жива на кубанской земле.
В начале 1917 года, будучи уже полковником, Ткачев был назначен командиром авиадивизиона, потом - инспектором авиации Юго-Западного фронта, а с 6 июня 1917 года - начальником Полевого управления авиации и воздухоплавания при Штабе Верховного Главнокомандующего, по сути - главой авиации России.
В 1917 году Ткачев завершил работу над первым в своем роде в истории развития русской авиации пособием - «Материалы по тактике воздушного боя», составленным на основании боевой практики в Луцком районе осенью 1916 года. В этом документе он заложил фундамент для развития тактики истребительной авиации в России.
Во времена гражданской войны Ткачев воевал на стороне «белых», получил ранение в боях под Царицыном.
В 1920 году он командует авиацией армии барона Врангеля. Во время одного из боёв этой компании В. М. Ткачёв встретился в воздухе с командиром противостоящего ему формирования Красного Воздушного Флота Петром Межераупом. Этому случаю, который свёл в личном единоборстве командиров двух авиационных армий, суждено было стать единственным в истории авиации. Это произошло неподалеку от Мелитополя. Ткачёв, возглавлявший группу из 6 DH-9 (de Havilland), был атакован парой «Ньюпоров», один из которых пилотировал Межерауп. После воздушного боя, продолжавшегося в течение 45 минут (самолёт Ткачёва был повреждён в 5 местах), обе стороны вышли из боя и направились на свои базы .
Вячеслав Матвеевич вынужден был эмигрировать сначала в Турцию, откуда он перебрался в Сербию и некоторое время служил в инспекции авиации Королевства СХС. Поскольку формально Русская армия не распускалась, карьера Ткачёва продолжалась: в 1922 году он получил звание генерал-лейтенанта и должность генерал-инспектора, а в 1927 году стал первым и единственным генералом от авиации.
В Югославии В. М. Ткачёв проявляет большую заботу по устройству русских летчиков, являясь с 1924 по 1934 год председателем общества воздушного флота 4-го отдела Русского общевоинского союза (РОВС). Работает в Русской Сокольской организации (ставящей целью физическое и духовное совершенствование русского народа как части единого славянского мира), других эмигрантских организациях, служит в Штабе инспекции югославской авиации.
Когда в октябре 1944 года к Белграду подходили советские войска, В.М. Ткачёв наотрез отказался эвакуироваться. 20 октября 1944 года он был арестован СМЕРШем и отправлен в Москву, где 4 августа 1945 года по приговору военного трибунала осужден на 10 лет.
Отсидев от «звонка до звонка», Ткачев возвращается на Кубань. Работает переплетчиком, пишет заметки в газеты, книгу «Русский сокол» о своем друге - Нестерове.
В 1956 году его разыскала жена, проживавшая к тому времени в Париже. Она звала его к себе, но он написал ей: «Мне слишком дорого далась Родина, лучше ты ко мне переезжай». Так они и не встретились больше.
25 марта 1965 года легендарного русского авиатора, первого летчика-истребителя России, первого аса России, первого генерала авиации России кубанского казака В.М. Ткачева не стало, но память о нем жива на кубанской земле.